БлогИстория создания зеркал

https://abs-zerkala.ru/wp-content/uploads/2022/12/venetian_mirror_c_1700_by_charles_thurston_thompson.jpg

Зеркало — стекло с гладкой поверхностью, предназначенное для отражения света

Археологи обнаружили самые первые небольшие зеркала из олова, золота и платины, относящиеся к эпохе Бронзы.

Современную историю зеркал отсчитывают с 1240 года, именно тогда в Европе научились выдувать сосуды из стекла. А вот изобретение настоящего стеклянного зеркала следует отнести к 1279 году, именно тогда итальянский монах-францисканец Джон Пекам описал способ как покрывать стекло тонким слоем олова.

Производство зеркал выглядело так. В специальный сосуд через трубку мастер вливал расплавленное олово, которое растекалось ровным слоем по поверхности стекла, а когда шар остывал, его, как правило, разбивали на куски. Самое первое зеркало было совсем несовершенным: вогнутые осколки стекла слегка искажали изображение, но позже оно стало ярким и чистым.

В XIII веке в Голландии освоили технологию производства зеркал. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году открылся первый зеркальный цех.

В 1407 году венецианские братья Данзало дель Галло выкупили у фламандцев патент, и Венеция целых полтора века удерживала монополию на производство отличных венецианских зеркал, которые следовало бы именовать фламандскими. Хотя Венеция была не единственным местом производства зеркал в то время, но именно венецианские зеркала отличало высочайшее качество отражения. Именно венецианские мастера добавляли в отражающие составы золото и бронзу. Таким образом стоимость одного венецианского зеркала равнялась стоимости небольшого морского судна, и для их покупки французские аристократы иногда были вынуждены продавать целые дома и имения. Цифры, дошедшие до наших дней, говорят, что не такое уж большое зеркало размером 100х65 см стоило больше 8000 ливров, а картина Рафаэля того же размера — около 3000 ливров. Зеркала тогда были чрезвычайно дороги. Покупать и коллекционировать их могли лишь очень богатые аристократы и королевские особы.

В начале XVI века братья Андреа Доменико с острова Мурано разрезали вдоль ещё горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Такое зеркало, в отличие от осколков шара, ничего не искажало. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.

В конце XVI века, поддавшись моде, французская королева Мария Медичи заказала в Венеции 119 зеркал для своего зеркального кабинета, заплатив за заказ огромную сумму. Венецианские зеркальщики в ответ на королевский жест проявили также необыкновенную щедрость— подарили французской королеве Марии Медичи зеркало. Оно является самым дорогим в мире, а сейчас оно хранится в Лувре. Украшено же зеркало агатами и ониксами, а рама инкрустирована драгоценными камнями.

Обычно, французские аристократы во время роскошных приёмов в своих замках и дворцах, демонстрируя гостям своё благосостояние, с гордостью показывали зеркала в богатых, отделанных драгоценными камнями оправах, более того, знать, а также их жены и любовницы обожали украшать маленькими зеркалами свою одежду. Однажды французская королева Анна Австрийская, мать Людовика XIV, появилась на балу в платье, усыпанном кусочками зеркал. В свете свечей от неё исходило поистине царственное сияние. Это зеркальное платье стоило государственной казне огромных денег, и министр финансов — месье Кольбер— решил, что необходимо что-то срочно делать, иначе страна разорится. Кольбер отправил на Мурано своих доверенных лиц, которые смогли подкупить четырёх мурановских мастеров и под покровом ночи вывезли их на маленькой лодочке во Францию. Французы, поселив беглецов в прекрасной усадьбе, вывезли с Мурано и их семьи. Конечно же, Венеция так просто смириться с дерзким побегом своих подданных не могла— мастерам послали два строгих предупреждения, но те на них не среагировали, понадеявшись на защиту Французской короны. Некоторое время итальянцы работали, наслаждаясь вольной жизнью и высокими заработками. Но потом от отравления умер лучший и самый опытный из них, через две недели— второй. Оставшиеся в живых, осознав, что им грозит, в ужасе стали проситься обратно, домой. Их не удерживали— сообразительные французы уже успели освоить все секреты изготовления зеркал, и в Тур де Виле в 1665 году открылась первая во Франции зеркальная мануфактура.

Французы, как вышло, оказались способными учениками, и вскоре даже превзошли своих учителей. И таким образом зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали на Мурано, а литьём. Эта технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа получения материала называют Луку Де-Негу.

А сразу, после открытия французской зеркальной мануфактуры цены на зеркала стали резко снижаться. И именно этому способствовали также немецкие и богемские стекольные заводы, производившие зеркала по более низкой цене. И вот, зеркала стали появляться на стенах частных домов, как правило в картинных рамах. В XVIII веке уже две трети парижан обзавелись ими. Ну и кроме того, дамы стали носить на поясе маленькие зеркальца, прикрепленные цепочками.

Революцию в производство зеркал принёс немецкий химик, Юстус фон Либих, начав применять серебро в 1835 году для серебрения зеркал и получая более ясное изображение. Эта технология, практически без изменений до сих пор используется в производстве зеркал.